Педагог-психолог
19.04.2022
Консультация на тему "Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности"
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы». Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Чем же по требованиям ФГОС раздел «Поддержка детской инициативы» отличается от привычной педагогам «самостоятельной деятельности детей»? Главное отличие: детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт в той или иной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
В результате анализа литературы нами сформулированы понятия самостоятельности и инициативности дошкольников:
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
самостоятельные сюжетно-ролевые,
режиссерские и театрализованные игры;
развивающие и логические игры;
музыкальные игры и импровизации;
речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
самостоятельная деятельность в книжном уголке;
самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу; «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.
Взрослым необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Способы поддержки и развития детской инициативы, используемые в практике дошкольного образования:
• Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.
• Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.
• Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.
• Моделирование разных устройств.
• Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
• Образно‐ смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей.
• Игры‐ представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическими фольклорным произведениям.
• Использование алгоритмов при создании разных целостностей.
• Создание воображаемых миров.
•Совместное (дети и взрослые) сюжето-сложение с элементами режиссуры.
• Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания
предметов).
• Проектирование «культурного» пути, создания «полноценного» творческого продукта.
• Организация среды, задающей структуру партнерских действий взрослых и детей.
• Использование социо- культурного окружения(музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).
• Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.
• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.
•Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.
• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.
Рассмотрим некоторые способы поддержки детской инициативы на примерах из образовательной практики педагогов.
Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.
Возьмем для примера опыты с участием детей. Автор пространства для детских исследований «Удивительная вода» отмечает, что о педагогическом мастерстве и образовательной ценности опыта можно судить по тому, как продолжают его дети в свободной самостоятельной деятельности. Педагог наблюдала, как после занятий дети продолжают импровизировать, запуская предложенные педагогом опыты по своим детским маршрутам и находя разнообразные и интересные пути и способы получения результата, часто более простые и оригинальные.
Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.
Например, проект «Время и его история во времени», включал разнообразные практические действия с временными отрезками и моделями времени, способами его измерения.
Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.
Такие макеты позволяют детям разыгрывать своеобразные «квесты» (разновидность игр, в которых герой должен выполнить какое-то задание связанные с обследованием пространства). Например, педагоги использовали макет‐ карту района, где проживают их воспитанники, для вовлечения детей в игровые ситуации типа: «Найди свой дом», «Потерялся котенок» и др. В результате котенка находили то на крыше одного из домов, то под капотом припаркованного автомобиля в одном из переулков. Определяя наиболее удобные и безопасные пути следования, дети решали проблемные ситуации, выполняли практические задания и воссоздавали их на макете. Они вместе с взрослыми учились ориентироваться в городской среде, среди объектов и магистралей района, придумывали различные ситуации и прогнозировали их развитие.
Моделирование разных устройств.
И взрослые, и дети сегодня используют множество разных устройств, облегчающих жизнь человека, делающих ее интересной, насыщенной. Это устройства для перемещения в пространстве, улучшения зрения, слуха, передачи информации и общения. Смоделировать инструмент для письма, транспортное средство и даже подводную лодку – невероятно интересные задачи. Если, конечно, речь идет не о создании внешне похожей игрушки‐
самоделки, а об экспериментировании с учетом назначения и принципа действия устройства. Например, можно «поиграть» с инструментами для письма (с резервуарами для красящего вещества и без них) или с яйцом от «киндер‐ сюрприза» (если сделать в нем отверстия, то можно понять, как погружается, плавает и всплывает подводная лодка).
Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
Сюда можно отнести различные групповые игры с правилами. Например,
командную игру «Ковер‐ самолет» .Задача – пронести «Аладдина» (один или несколько мячей) на «ковре‐ самолете» по определенному маршруту.
Условие – во время движения члены команды должны договариваться без слов, только при помощи взглядов. Для детей это нелегкая работа. Но педагоги убеждены, что нет смысла делать то, что не на пределе возможностей.
Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.
Целенаправленное педагогическое воздействие на группы детей, которые существуют в сообществах (выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей). Дифференцированный подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка, а для отдельных категорий детей.
Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной, работой с каждым ребенком. Он облегчает образовательную деятельность педагога, так как позволяет определять содержание и формы обучения не для каждого ребенка, а для отдельной категории детей.
Образно‐ смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей всех и каждого.
В процессе подготовки спектакля по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» дети сами придумали многие события и мизансцены – например, что на птичьем дворе может жить червяк, который наблюдает за развитием всех событий и всегда спасается бегством, как только кто‐ то из птиц хочет его съесть. На протяжении театрального действия ребенок, играющий червячка, находился в поисках траектории своего движения в сценическом пространстве. Он был органичен и выразителен, поскольку не воспроизводил заученную роль, а импровизировал.
Игры‐представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям.
Педагоги традиционно разыгрывают с четырехлетними детьми сказки «Теремок», «Заячья избушка», сюжеты которых позволяют вводить без нарушения художественного замысла многочисленные дополнительные роли для всех желающих (лисичка, ежик, петушок и др.), а также эпизодических персонажей для участия в хороводных играх (снежинки, комарики и др.). У детей есть возможность попробовать себя в разных образах и часто они сами вызываются играть ту или иную роль.
Наряду с классическими кумулятивными сказками, большой интерес с точки зрения включения всех детей в общее действие представляют поэтические произведения. Сюжеты, в которых много однотипных главных ролей, позволяют принять участие в игре‐ представлении каждому ребенку.
Пример такого сюжета – стихотворение М. Моравской «Новоселье». Очень важно, что в нем есть роль и для взрослого.
Дожди, как из ушата,
Лягушка Толстопята
Справляет новоселье,
И пляшут лягушата
Уж целую неделю.
А сколько песен спели!
А сколько мух поели!!!
Все прыгают, все пляшут,
Все лапочками машут,
Головками качают
И звонко подпевают:
«Дан! Дан! Дан!».
И в листики кувшинки
Стучат для них дождинки,
Словно в барабан.
Использование алгоритмов при создании разных целостностей.
Пробудить инициативу детей могут ритмические фрагменты (в музыке, движении, изобразительной деятельности), а также тексты, в которых однотипные события нанизываются одно за другим (по типу кумулятивных сказок). Это дает основу для многократных повторений, дополнений, встраивания в более широкий контекст. В результате каждый ребенок (или группа детей) получает продукт своей деятельности. Процесс создания
Этих продуктов, как правило, отличается стихийностью, случайными находками и совпадениями, комическими ситуациями, а главное – насыщен положительными эмоциями.
Организация среды, задающей структуру партнерских действий взрослых и детей.
Создание условий, которые побуждают детей и взрослых к совместному исследованию, ведет к тому, что у каждого по отдельности и у всех вместе появляется больше разных идей. Приведем пример работы педагогов. Они предлагают для экспериментов сухой и мокрый песок, воду и обычные предметы, упакованные в «ларцы»: солонку, стаканчик с отверстиями для зубных щеток, разные емкости с цветными шариками и т.п.Дети полутора–трех лет вместе со взрослым по очереди закапывают в песок «сокровища» и находят их; увлажняют песок с помощью пульверизатора, делают куличики; рисуют на песке картинки и узоры пальцами или крышками от пластиковых бутылок; по отпечаткам угадывают игрушку ит.д.Старшие дошкольники, со взрослыми или самостоятельно, с помощью разных предметов и складывая по‐ разному руки, стараются оставить на песке как можно больше разнообразных следов и из этих отпечатков создают картины‐ коллажи; рисуют на песке картины, используя разные материалы; создают картины из цветного песка; придумывают свою волшебную страну, проигрывают различные роли.
Использование социокультурного окружения (музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).
Традиционным для дошкольного образования является сотрудничество с детскими библиотеками, знакомство с театральными постановками, включение различных аспектов музейной педагогики. Связанные с данным направлением
события рождают у детей ощущение не обыденности, дают толчок для новых педагогических идей, основанных на ярких детских впечатлениях, желании детей вспоминать о событиях. Приведем пример. Все дети старшего дошкольного возраста знают сказку К.Чуковского «Доктор Айболит», педагоги неоднократно включали данный литературный материал в разные образовательные ситуации. Однако настоящим событием и для детей, и для
взрослых СОШ No1474 стало посещение музыкального спектакля (зоологической оратории) «Доктор Айболит, или Путешествие в страну
обезьян» Театра Российской Армии. Этот поход в театр положил начало и самодеятельной детской игре, и новым задумкам педагогов.
Примеры проектирования различных видов детской деятельности, основанной на музейных впечатлениях, широко известны (см.книгуЛ.В.Пантелеевой«Дети в музее» и др.).
Сегодня в больших городах социокультурная среда становится все более разнообразной, и прогулка даже в отдаленном районе может дать толчок для самых разных инициатив в освоении культурного пространства.
Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре. В современном мире существует много новых средств приобщения людей к культуре и социальным действиям. Дети с интересом относятся к подобным акциям. Например, воспитанники и их родители участвуют в традиционном флешмобе в Международный день чтения. Традиция заключается в том, что взрослые с детьми по всему миру в один день и час читают одну и ту же книгу – каждый год разную. Эта акция дает всем ее участникам особое ощущение включенности в мировое читательское пространство. После чтения дети выражают свои эмоции и впечатления с помощью самых разных средств.
Рассмотренные примеры показывают, что разные способы поддержки детской инициативы эффективно работают только при определенных обстоятельствах: будучи включенными в наполненную совместную жизнь детей и взрослых; при условии возникновения традиций на основе образовательных ситуаций в жизни группы; увлеченности педагогов; интереса родителей к детским инициативам; открытости образовательного процесса к происходящему за стенами образовательной организации.
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
Что такое самооценка? Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.
Известно, что ребенок не рождается на свет с определенным отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду.
В работе с детьми младшего школьного возраста в МБДОУ № 16 «Олененок», педагог-психолог использует коррекционно-развивающую программу формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста Крюковой С.В. и Слободняк Н.П.«Я учусь владеть собой».
Наиболее оптимальный вариант развития самооценки - развитие адекватной самооценки. Также в старшем дошкольном возрасте, возможно, допустить слегка завышенную самооценку у ребенка. Чем более адекватной является самооценка, тем лучше дошкольник может себя оценивать, рассчитывать на свои возможности. Адекватная самооценка оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и поведение старшего дошкольника.
Формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста – актуальная педагогическая проблема.
Особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.
На формирование самооценки влияет общение ребенка со взрослым: родителем и педагогом. Компетентность воспитателя заключается в умении педагогически правильно взаимодействовать со своими воспитанниками, уважая их личность, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Для развития личности ребенка необходима особая организация педагогического процесса.
Поскольку самооценка ребенка активно развивается в дошкольный период и в значительной степени зависит от оценок сверстников и особенно взрослого, то можно говорить об исключительной важности влияния детских дошкольных образовательных учреждений, а в частности воспитателя, с которым ребенок проводит 10 часов в день. Формирование адекватной самооценки – важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценки со стороны окружающих, прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки его результатов.
Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности. Поэтому, если обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимися значительной популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить их самооценку, уверенность в себе.
Важным этапом в работе по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста является совместная работа педагога и родителей.
Создание ситуации успеха также является одним из приемов формирования адекватной самооценки дошкольников.
Даже незначительные успехи детей играют большую значимость в формировании адекватной самооценки. Задачей педагога является выявление в каждом ребенке, того за что его можно похвалить.
В работе с дошкольниками с заниженной самооценкой необходимо помнить, что для них очень значима оценка педагога. Эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность.
Напротив, порицание и окрики усугубляют негативное состояние ребенка, приводят к уходу от деятельности. Он становится пассивным, заторможенным, перестает понимать, что от него требуют. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Задача взрослых в работе с такими детьми – обеспечить успех деятельности, дать возможность ребенку поверить в свои силы.
Следует подчеркнуть, что в любом возрасте поощрение более эффективно, чем порицание. Запрещение или порицание должно заканчиваться положительным образцом действий. Важно сначала подчеркнуть успехи, а потом тактично и конструктивно указать на недостатки.
Основным и важным фактором, влияющим на развитие адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста, выступает общение со взрослыми.
Для достижения более адекватной самооценки необходимо знать, что доброжелательное и нежное отношение к ребенку, создание фона заботливости и внимания, обращения к нему по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности и адекватной самооценки.
Поддержка проявлений самостоятельности - это важное условие формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Развитие адекватного уровня самооценки в процессе взаимодействия с ребенком осуществляется постоянно. Можно предлагать ребенку посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Это в большой степени будет влиять на развитие адекватной самооценки у ребенка.
Для повышения уровня самооценки у детей дошкольного возраста педагоги нашего ДОУ играют с детьми в игры, направленных на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе.
«Я - король!»
Цель: повышение самооценки ребенка.
Содержание: Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы. Время «царствования» - 7 минут.
«Я!»
Цель: повышение самооценки ребенка.
Содержание: выбирается «именинник» (по очереди). Ему задается вопрос от группы: «Какие в тебе есть хорошие качества? Ответы ребенка записываются. Далее именинник залезает на стул. Его просят каждый раз, когда он услышит свое хорошее качество, громко выкрикнуть: «Я!». Ведущий зачитывает записанные качества. А группа хором повторяет.
«Что мне нравится в тебе?»
Цель: повышение самооценки ребенка.
Содержание: Проводят в парах или в круге. О каждом из участников группа (по очереди) высказывается: «Мне нравится в тебе, (имя ребенка), ... » В парах участники называют качества друг друга, которые им нравятся (несколько характеристик).
«Что я умею делать хорошего?»
Цель: повышение самооценки ребенка.
Содержание: Каждого из участников просят рассказать о том, что он умеет делать хорошего. При затруднениях группа дополняет ответ участника.
Рисование на тему «Я победитель!»
Цель: повышение самооценки ребенка.
Содержание: Детям дается все необходимое для рисования и предлагается нарисовать себя в роли победителя.
«Пожелания»
Цель: повышение самооценки ребенка.
Содержание: Каждый из участников высказывает, что бы он пожелал другим от чистого сердца.
Подготовила: педагог-психолог Лященко Т.С.