Пояснительная записка
к учебному плану МБДОУ № 16 "Олененок" г. Сальска
на 2024 -2025 учебный год.
Планирование образовательной деятельности по реализации образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения МБДОУ №16 «Олененок» г. Сальска является нормативным документом, регламентирующим организацию
образовательного процесса в образовательном учреждении в соответствии с Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. №
1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" и с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом специфики МБДОУ, учебно-методического, кадрового и материальнотехнического оснащения.
Учебный план является нормативным актом и разработан в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ( вступил в силу с 1.09.2013 г.);
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного стандарта дошкольного образования»;
3.Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы
дошкольного образования" (Рег. №71847 от 28.12.2022г., вступила в силу с 01.09.2023г.)
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373, г. Москва «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599).
5. В соответствии санитарным правилам СП 2.4.3648-20«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №28 , (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2020.,
регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027г.
6. В соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным постановлением,
Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2, (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации от 29 января 2021., регистрационный № 62296), действующим до 1 марта 2027г.
7. Лицензия на право ведения образовательной деятельности серия 61 № 0004781, регистрационный №7074 от 23 июля 2020г.,
выданная Министерством общего и профессионального образования Ростовской области.
8. Уставом МБДОУ №16 «Олененок» г. Сальска
9.Основная образовательная программа МБДОУ № 16 «Олененок» г. Сальска.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Олененок» г. Сальска расположено по
адресу: г. Сальск, ул. Севастопольская,100
В МБДОУ функционирует 6 возрастных групп:
группа общеразвивающей направленности детей от 1,5 до 3 лет «Гномики»
группа общеразвивающей направленности детей от 2,5 до 4 лет «Лукоморье»
группа общеразвивающей направленности детей от 3 до 5 лет «Русалочка»
группа общеразвивающей направленности детей от 4 до 7 лет «Дюймовочка»
группа компенсирующей направленности детей от 4 до 7 лет «Колобок»
группа компенсирующей направленности детей от 4 до 7 лет «Рукавичка»
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости;
принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования
дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию дошкольников;
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности
детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования;
варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Основными задачами планирования являются:
1.Регулирование объема образовательной нагрузки.
2.Реализация федеральной образовательной программы
3.Реализация
федеральногогосударственного образовательного стандарта
дошкольного образования
к
содержанию
и организации образовательного процесса в ДОУ.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных
особенностей, социального заказа родителей. При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
В структуру плана МБДОУ «Детский сад №16 «Олененок» входят: обязательная часть образовательной деятельности, которая
обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях и часть, формируемая участниками
образовательных отношений, которая представлена парциальными программами для развития детей с учетом приоритетного
направления детского сада, особенностей региона.
Обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений являются взаимодополняющими и
необходимыми для реализации требований федеральной
образовательной
программы и
федерального
государственного
образовательного стандарта
дошкольного
образования. Содержание программы обеспечивает развитие
личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные
единицы, представленными
определенными образовательными областями:
1.социально – коммуникативное развитие
2.познавательное развитие;
3.речевое развитие;
4.художественно-эстетическое;
5.физическое развитие;
К социально-коммуникативному развитию относятся: социальные отношения, формирование основ гражданственности и
патриотизма, трудовое воспитание, формирование безопасного поведения.
К познавательному развитию относятся: сенсорные эталоны и познавательные действия, математические представления;
окружающий мир, природа.
К речевому развитию относятся: формирование словаря, ЗКР, грамматический строй речи, связная речь, подготовка детей к
обучению грамоте, интерес к художественной литературе.
К художественно-эстетическому развитию относятся: приобщение к искусству, изобразительная деятельность (рисование
(предметное рисование, сюжетное рисование, декоративное рисование) лепка, аппликация, прикладное творчество; народное декоративноприкладное искусство; конструктивная деятельность, театрализованная деятельность, культурно-досуговая деятельность музыкальная
деятельность.
К физическому развитию относятся физкультурные занятия в спортивном зале и на открытом воздухе; формирование основ
здорового образе жизни, активный отдых.
Объем обязательной части составляет не менее 60% от ее общего объема нормативного времени.
Обязательная часть
образовательной
деятельности обеспечивает выполнение федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений составляет не более 40% от общего нормативного времени, отводимого
на освоение основной образовательной программы.
Вариативная часть учебного плана соответствует предельно допустимой нагрузке и требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО.
Режим и распорядок дня в дошкольных группах. (п.35.ФОП ДО)
Режим и распорядок дня устанавливаются с учѐтом требований СанПиН 1.2.3685-21, условий реализации программы ДОО,
потребностей участников образовательных отношений. (п. 35.2.ФОП ДО).
При организации режима следует предусматривать оптимальное чередование самостоятельной детской деятельности и
организованных форм работы с детьми, коллективных и индивидуальных игр, достаточную двигательную активность ребѐнка в течение
дня, обеспечивать сочетание умственной и физической нагрузки. Время образовательной деятельности организуется таким образом,
чтобы вначале проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной активностью детей,
максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической
активностью. (п.35.7. ФОП ДО)
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, условия организации
образовательного процесса должны соответствовать требованиям, предусмотренным СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20. (п. 35.8.
ФОП ДО)
Режим дня строится с учѐтом сезонных изменений. В теплый период года увеличивается ежедневная длительность пребывания
детей на свежем воздухе, образовательная деятельность переносится на прогулку (при наличии условий). Согласно СанПиИ
1.2.3685-21 при температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей до 7 лет
сокращают. При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребѐнка (длительность
сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и так далее) (п. 35.9.ФОП ДО)
Согласно СанПиИ 1.2.3б85-21 ДОО может корректировать режим дня в зависимости от типа организации, и вида реализуемых
образовательных программ, сезона года. Ниже приведены требования к организации образовательного процесса, режиму питания,
которыми следует руководствоваться при изменении режима дня. (п. 35.11.ФОП ДО)
Требования и показатели организации образовательного процесса и режима дня. (п. 35.12. ФОП ДО)
Показатель
Возраст
Требования к организации образовательного процесса
Начало занятий не ранее
все возрасты
Окончание занятий, не позднее
все возрасты
Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста, не более
от 1,5 до 3 лет
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для
от 1,5 до 3 лет
детей дошкольного возраста, не более
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет
Продолжительность перерывов между занятиями, не менее
Перерыв во время занятий для гимнастики, не менее
Продолжительность прогулок, не менее
Суммарный объем двигательной активности, не менее
Утренняя зарядка, продолжительность, не менее
все возрасты
все возрасты
для детей до 7 лет
все возрасты
до 7 лет
Норматив
8.00
17.00
10 минут
15 минут
20 минут
25 минут
30 минут
20 минут
30 минут
40 минут
50 минут или 75 минут при
организации 1 занятия после
дневного сна
90 минут
10 минут
2-х минут
3 часа в день
1 час в день
10 минут
Согласно пункту 2.10 СП 2.4.3648-20 к организации образовательного процесса и режима дня должны соблюдаться следующие
требования:
режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учѐтом возрастных особенностей и состояния здоровья;
при организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий,
гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования электронных средств
обучения;
физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, массовые спортивные мероприятия,
туристские
походы,
спортивные соревнования организуются с учѐтом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. ДОО
обеспечивает присутствие медицинских работников на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах;
возможность проведения занятий физической культурой и спортом на открытом воздухе, а также подвижных игр,
определяется по совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения
воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой должны проводиться в зале.
(п.35.21. ФОП ДО)
Вариативная часть учебного плана включает совместную кружковую деятельность взрослого и детей. Содержание вариативной
части учебного плана в старших возрастных группам не превышает допустимой нагрузки.
Объем самостоятельной деятельности, как свободной деятельности воспитанников, в условиях созданной педагогами предметноразвивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности
детей - 3-4 часа в день для всех возрастных групп.
Воспитательно-образовательный процесс в МБДОУ разделен на 3 блока:
1. Организованная образовательная деятельность.
2.Совместная деятельность педагога и детей (НОД, т.е. Образовательная деятельность осуществляемая в процессе организации
различных видов детской деятельности и образовательная деятельность осуществляемая в ходе режимных моментов);
3.Самостоятельная деятельность детей (с использованием развивающей среды).
В компенсирующих группах для детей с ТНР от 4 лет до 7 лет проводятся фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия.
Организованно образовательная деятельность во всех возрастных группах проводится с сентября по май включительно.
В МБДОУ №16 «Олененок» г. Сальска осуществляется мониторинговая деятельность (педагогическая диагностика достижения
планируемых результатов (п.16.ФОП ДО), которая предполагает оценку индивидуального развития ребенка. В течение двух недель в
сентябре (до образовательной работы) и мае (после образовательной работы) в соответствии с требованиями Стандарта к результатам
освоения Программы определяются целевые ориентиры возможных достижений ребѐнка в каждой возрастной группе. Мониторинговая
деятельность (педагогическая диагностика) проходит в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанно и специально организованной
деятельности: с 09.09.2024 г. - 20.09.2024г. и с 12.05.2025 г. - 23.05.2025г.
Инструментарий педагогической диагностики
Педагогическая диагностика в группе направлена на отслеживание качества результатов дошкольного образования.
Отслеживание качества результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Определение результативности
деятельности ДОУ прежде всего связано со степенью решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей
раннего и дошкольного возраста, взаимодействие с семьей и ее поддержка в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из
этого, объектами мониторинга качества результатов деятельности ДОУ являются:
• физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка;
• степень освоения ребенком ООП ДО, его образовательные достижения;
• степень готовности ребенка к школьному обучению;
удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, учителей, воспитателей) деятельностью ДОУ.
Результаты диагностики после совместного обсуждения заносятся в индивидуальную карту развития ребенка (а также в сводную
диагностическая карту по группе). Диагностическая карта отражает общую картину развития детей группы, по вертикальным ячейкам можно
выделить наиболее проблемные сферы, что требует постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей. Таким образом,
педагогическая диагностика является основанием для построения образовательной работы с детьми.
Объекты педагогической диагностики:
• освоение детьми ООПДО;
• здоровье;
• готовность к школе.
Форма регистрации результатов педагогической диагностики:
•«Индивидуальная карта развития ребенка».
Содержание
образовательного процесса
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 «Олененок» г. Сальска на 2024-2025 учебный
год
1. Режим работы учреждения
36 недель (1 и 2 полугодия) без учета
каникулярного времени.
Продолжительность учебной недели
5 дней (с понедельника по пятницу)
Время работы возрастных групп
10,5 часов, с 7.00 до 17.30 часов
Нерабочие дни
Суббота, воскресенье и праздничные дни
2. Мероприятия, проводимые в рамках образовательного процесса
3.1 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного
образования:
Наименование
Сроки
Количество дней
Педагогическая диагностика, первичный мониторинг
Первая половина сентября
2 недели
Продолжительность учебного года составляет
Итоговый мониторинг
4.Оздоровительный период
5.Праздничные и длинные выходные дни
Вторая половина мая
2 недели
с 01.06.2025 г.-31.08.2025 г.
02.11.2024г.- 04.11.2024 г.– День Народного единства
с 29.12. 2024 г. по 08.01. 2025 г. – новогодние праздники
01.05.2025 г. -06.05.2025г – День Весны и Труда
08.05.2025 г.- 11.05.2025г.-День Победы
12.06.2025 – 15.06.2025г.-День России
Для осуществления целостного педагогического процесса используются программы и технологии:
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М:.ТЦ Сфера, 2023г.
Куцакова Л.В. "Трудовое воспитание в детском саду" Мозаика –Синтез, Москва, 2025
Лыкова И.А.Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности: Издательский дом
«Цветной мир», 2017.
Коломойченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. «Дорогою добра»: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и
социального воспитания дошкольника. – М.:ТЦ Сфера, 2021
Ушакова О.С Программа «Речевое развитие дошкольников»
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений
Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте Москва «Школьная пресса», 2001г.
Лопатина Л.В. Основная Примерная адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»
Физическое
развитие
Итого в неделю
10
10
10
Группа компенсирующей
направленности от 4 до 7
лет (5-6 лет) «Колобок»
Художественноэстетическое
развитие
Обязательная часть организованной деятельности
1
1
1
1
1
1
1
1
1/1 раз в мес
с марта
Подготовка к обучению грамоте
---Фронтальное логопедическое
------Рисование
1
1
1
Лепка
1 раз в 2
1 раз в 2
1 раз в 2
недели
недели
недели
Аппликация
-1 раз в 2
1 раз в 2
недели
недели
Конструктивная деятельность
1 раз в 2
----недели
Музыкальная деятельность
2
2
2
Физкультура
3
3
3
Группа компенсирующей
направленности от 4 до 7
лет (6-7 лет) «Рукавичка»
Математические представления
Окружающий мир
Развитие речи
Группа общеразвивающей
направленности от 4 до
7лет «Дюймовочка»
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Группа общеразвивающей
направленности от 3 до 5
лет «Русалочка»
Базовый вид деятельности
Занятие (на любом занятии решаются задачи
социально-коммуникативного развития детей)
Группа общеразвивающей
направленности от 2,5 до 4
лет «Лукоморье»
Образовательная
область
Группа общеразвивающей
направленности от 1,5 до 3
лет «Гномики»
Учебный план образовательной деятельности по реализации образовательной программы дошкольного образования в МБДОУ №16
«Олененок» г. Сальска
на 2024-2025 учебный год
1
1
2
2
1
2
1
1
2
1
--2
1 раз в 2
недели
1 раз в 2
недели
--
2
2
1 раз в 2
недели
1 раз в 2
недели
--
2
1 раз в 2
недели
1 раз в 2
недели
--
2
3
2
3
2
3
13
15
14
2
Часть ОД, формируемая участниками образовательных отношений (Дополнительные кружки) 2 половина дня
Кружок по театрализованной деятельности «В гостях у сказки»
1
Кружок «В гостях у сказки»
1
Кружок «Начальное техническое моделирование»(5-6 лет) /
2
Кружок «Хочу все знать» (6-7 лет ) (по подгруппам)
Кружок «Начальное техническое моделирование»(6-7 лет)
2
Кружок «Финансовая грамотность»
Всего
10
11
11
15
17
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Утренний и вечерний круги
------ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Интерес к художественной литературе
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Игровая деятельность
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Конструктивная деятельность/ ручной труд (прикладное творчество)
-1 раз в
1 раз в
1 раз в
1 раз в
неделю
неделю
неделю
неделю
Сенсорные эталоны и познавательные действия
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Театрализованная деятельность
1 раз в
1 раз в
1 раз в
1 раз в
1 раз в
неделю
неделю
неделю
неделю
неделю
Общение при проведении режимных моментов (беседы)
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Дежурства
-ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Хозяйственно-бытовой труд
-1 раз в
1 раз в
1 раз в
1 раз в
неделю
неделю
неделю
неделю
Прогулки
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельная игра
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Познавательно-исследовательская деятельность
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Самостоятельная деятельность
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Оздоровительная работа
Утренняя гимнастика
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Комплексы закаливающих процедур
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Гигиенические процедуры
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
1
15
ежедневно
ежедневно
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
ежедневно
1 раз в
неделю
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно