Учебный план 2023-2024 уч.г.

Пояснительная записка
к учебному плану МБДОУ № 16 "Олененок" г. Сальска
на 2023 -2024 учебный год.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад №16 «Олененок» г. Сальска расположено по адресу: г. Сальск, ул.
Севастопольская,100
В МБДОУ функционирует 6 возрастных групп:
1 группа общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет;
1 группа общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет;
1 группа общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет;
1 группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет;
1 группа компенсирующей направленности от 4 до 7 лет (подготовительная к
школе группа 6-7 лет);
1 группа компенсирующей направленности от 4 лет до 7 лет (старшая группа 5-6
лет).
Планирование образовательной деятельности по реализации образовательной
программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
МБДОУ №16 «Олененок» г. Сальска является нормативным документом,
регламентирующим организацию образовательного процесса в образовательном
учреждении в соответствии с Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г.
№ 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного
образования" и с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования, с учетом специфики МБДОУ, учебно-методического,
кадрового и материально-технического оснащения.
Учебный план является нормативным актом и разработан в соответствии с
нормативными документами:
1.Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. N 273-ФЗ( вступил в силу с 1.09.2013 г.);
2.Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об
утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Рег.
№71847 от 28.12.2022г., вступила в силу с 01.09.2023г.)
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 июля
2020 г. № 373, г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте
РФ 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599).
4.Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта
дошкольного образования»;
5. В соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденным постановлением, Главного государственного санитарного врача России от
28.01.2021 № 2, (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации от 29
января 2021., регистрационный № 62296), действующим до 1 марта 2027г.
6. В соответствии
санитарным правилам СП 2.4.3648-20«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи», утвержденным постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 ,
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2020.,
регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027г.

7. Уставом МБДОУ №16 «Олененок» г. Сальска
Основными задачами планирования являются:
1.Регулирование объема образовательной нагрузки.
2.Реализация федеральной образовательной программы
3.Реализация федеральногогосударственного образовательного стандарта
дошкольного
образования
к содержанию
и организации образовательного
процесса в ДОУ.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Воспитательно-образовательный процесс
строится с учетом контингента
воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа
родителей. При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
В структуру плана МБДОУ «Детский сад №16 «Олененок» входят: обязательная
часть образовательной деятельности, которая обеспечивает развитие детей во всех пяти
взаимодополняющих образовательных областях и часть, формируемая участниками
образовательных отношений, которая представлена парциальными программами для
развития детей с учетом приоритетного направления детского сада, особенностей
региона.
Обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений
являются взаимодополняющими и необходимыми для реализации требований
федеральной образовательной
программы и
федерального
государственного
образовательного стандарта
дошкольного
образования. Содержание
программы обеспечиваетразвитие личности, мотивации
и способностей детей
в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные
единицы,
представленными определенными образовательными областями:
1.социально – коммуникативное развитие
2.познавательное развитие;
3.речевое развитие;
4.художественно-эстетическое;
5.физическое развитие;
К социально-коммуникативному развитию относятся: социализация, развитие
общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и обществе; самообслуживание,
самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе.
К познавательному развитию относятся: формирование элементарных
математических
представлений;
развитие
познавательно-исследовательской
деятельности; ознакомление с окружающим (ознакомление с предметным окружением,
ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы), конструктивномодельная деятельность.
К речевому развитию относятся: развитие речи, чтение художественной
литературы, подготовка детей к обучению грамоте.
К художественно-эстетическому развитию относятся: изобразительная
деятельность (рисование, лепка, аппликация); музыкальная деятельность.
К физическому развитию относятся физкультурные занятия в спортивном зале и
на открытом воздухе; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Объем обязательной части составляет не менее 60% от ее общего объема
нормативного времени.
Обязательная часть образовательной
деятельности
обеспечивает выполнение федеральной образовательной программы дошкольного
образования. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
составляет не более 40% от общего нормативного времени, отводимого на освоение
основной образовательной программы.

Вариативная часть учебного плана соответствует предельно допустимой нагрузке
и требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО.
Режим и распорядок дня в дошкольных группах. (п.35.ФОП ДО)
Режим и распорядок дня устанавливаются с учѐтом требований СанПиН
1.2.3685-21, условий реализации программы ДОО, потребностей участников
образовательных отношений. (п. 35.2.ФОП ДО).
При
организации
режима
следует
предусматривать
оптимальное
чередование самостоятельной детской деятельности и организованных форм работы с
детьми, коллективных и индивидуальных игр, достаточную двигательную активность
ребѐнка в течение дня, обеспечивать сочетание умственной и физической
нагрузки. Время образовательной деятельности организуется таким образом, чтобы
вначале проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности,
связанные с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а
затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической
активностью. (п.35.7. ФОП ДО)
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей
дошкольного возраста, условия организации образовательного процесса должны
соответствовать требованиям, предусмотренным СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.364820. (п. 35.8. ФОП ДО)
Режим дня строится с учѐтом сезонных изменений. В теплый период года
увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе,
образовательная деятельность переносится на прогулку (при наличии условий).
Согласно СанПиИ 1.2.3685-21 при температуре воздуха ниже минус 15 С и
скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки для детей до 7 лет сокращают.
При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные
особенности ребѐнка (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп
деятельности и так далее) (п. 35.9.ФОП ДО)
Согласно СанПиИ 1.2.3б85-21 ДОО может корректировать режим дня в
зависимости от типа организации, и вида реализуемых образовательных программ, сезона
года. Ниже приведены требования к организации образовательного процесса, режиму
питания, которыми следует руководствоваться при изменении режима дня. (п. 35.11.ФОП
ДО)
Требования и показатели организации образовательного процесса и режима
дня. (п. 35.12. ФОП ДО)
Показатель
Возраст
Норматив
Требования к организации образовательного процесса
Начало занятий не ранее
все возрасты
8.00
Окончание занятий, не позднее
все возрасты
17.00
Продолжительность занятия для детей
от 1,5 до 3 лет
10 минут
дошкольного возраста, не более
от 3 до 4 лет
15 минут
от 4 до 5 лет
20 минут
от 5 до 6 лет
25 минут
от 6 до 7 лет
30 минут
Продолжительность дневной суммарной
от 1,5 до 3 лет
20 минут
образовательной нагрузки для детей
от 3 до 4 лет
30 минут
дошкольного возраста, не более
от 4 до 5 лет
40 минут
от 5 до 6 лет
50 минут или 75
минут при
организации 1
занятия после

Продолжительность перерывов между
занятиями, не менее
Перерыв во время занятий для гимнастики,
не менее
Продолжительность прогулок, не менее
Суммарный объем двигательной
активности, не менее
Утренняя зарядка, продолжительность, не
менее

от 6 до 7 лет
все возрасты

дневного сна
90 минут
10 минут

все возрасты

2-х минут

для детей до 7 лет
все возрасты

3 часа в день
1 час в день

до 7 лет

10 минут

Согласно пункту 2.10 СП 2.4.3648-20 к организации образовательного процесса
и режима дня должны соблюдаться следующие требования:
режим двигательной активности детей в течение дня организуется с учѐтом
возрастных особенностей и состояния здоровья;
при организации образовательной деятельности предусматривается введение в
режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается
контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования
электронных средств обучения;
физкультурные, физкультурно-оздоровительные мероприятия,
массовые
спортивные мероприятия,
туристские
походы,
спортивные соревнования
организуются с учѐтом возраста, физической подготовленности и состояния
здоровья детей. ДОО обеспечивает присутствие медицинских работников на
спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах;
возможность проведения занятий физической культурой и спортом на
открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей
метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости
движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни
занятия физической культурой должны проводиться в зале. (п.35.21. ФОП ДО)
Вариативная часть учебного плана включает совместную кружковую
деятельность взрослого и детей. Содержание вариативной части учебного плана в
старших возрастных группам не превышает допустимой нагрузки.
Объем
самостоятельной
деятельности,
как
свободной
деятельности
воспитанников,
в
условиях
созданной
педагогами
предметно-развивающей
образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий
объем самостоятельной деятельности детей - 3-4 часа в день для всех возрастных групп.
Воспитательно-образовательный процесс в МБДОУ разделен на 3 блока:
1. Организованная образовательная деятельность.
2.Совместная деятельность педагога и детей (НОД, т.е. Образовательная
деятельность осуществляемая в процессе организации различных видов детской
деятельности и образовательная деятельность осуществляемая в ходе режимных
моментов);
3.Самостоятельная деятельность детей (с использованием развивающей среды).
В компенсирующих группах для детей с ТНР от 4 лет до 7 лет проводятся
фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия.
Организованно
образовательная деятельность во всех возрастных группах
проводится с сентября по май включительно.
В МБДОУ №16 «Олененок» г. Сальска осуществляется мониторинговая
деятельность (педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
(п.16.ФОП ДО), которая предполагает оценку индивидуального развития ребенка. В
течение двух недель в сентябре (до образовательной работы) и мае (после

образовательной работы) в соответствии с требованиями Стандарта к результатам
освоения Программы определяются целевые ориентиры возможных достижений ребѐнка в
каждой возрастной группе. Педагогическая диагностика проходит в ходе наблюдений за
активностью детей в спонтанно и специально организованной деятельности: с 01.09.2023
г. - 21.09.2023г. и с 10.05.2024 г. - 25.05.2024г.
Инструментарий педагогической диагностики
Педагогическая диагностика в группе направлена на отслеживание качества
результатов дошкольного образования.
Отслеживание качества результатов деятельности дошкольного образовательного
учреждения. Определение результативности деятельности ДОУ прежде всего связано со
степенью решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие
детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие с семьей и ее поддержка в
процессе воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из этого, объектами
мониторинга качества результатов деятельности ДОУ являются:
• физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка;
• степень освоения ребенком ООП ДО, его образовательные достижения;
• степень готовности ребенка к школьному обучению;
удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, учителей,
воспитателей) деятельностью ДОУ.
Результаты диагностики после совместного обсуждения
заносятся в
индивидуальную карту развития ребенка (а также в сводную диагностическая карту по
группе). Диагностическая карта отражает общую картину развития детей группы, по
вертикальным ячейкам можно выделить наиболее проблемные сферы, что требует
постановки образовательных задач для подгруппы или всей группы детей. Таким образом,
педагогическая диагностика является основанием для построения образовательной работы
с детьми.
Объекты педагогической диагностики:
• освоение детьми ООПДО;
• здоровье;
• готовность к школе.
Форма регистрации результатов педагогической диагностики:
•«Индивидуальная карта развития ребенка».
Содержание
образовательного процесса
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№16 «Олененок» г. Сальска на 2023-2024 учебный год
1. Режим работы учреждения
36 недель (1 и 2 полугодия) без учета
Продолжительность учебного года составляет
каникулярного времени.
Продолжительность учебной недели
5 дней (с понедельника по пятницу)
Время работы возрастных групп
10,5 часов, с 7.00 до 17.30 часов
Суббота, воскресенье и праздничные
Нерабочие дни
дни
2. Мероприятия, проводимые в рамках образовательного процесса
3.1 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной
общеобразовательной программы дошкольного образования:
Наименование
Сроки
Количество дней

Педагогическая диагностика,
первичный мониторинг

Первая половина сентября

2 недели

Итоговый мониторинг

Вторая половина мая

2 недели

с 01.06.2024 г.-31.08.2024
г.
04.11.2023г.- 06.11.2023 г.–
день народного единства
с 31.12. 2023 г. по 08.01.
2024 г. – новогодние
каникулы
23.02.2024 – День
защитника Отечества
5.Праздничные и длинные выходные 08.03.2024г. –
Международный женский
дни
день
01.05.2024г. -05.05.2024г –
День Труда
09.05.2024 г.- День
Победы
12.06.2024 – день России
4.Оздоровительный период

Для осуществления
программы и технологии:

целостного

педагогического

процесса

используются

Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М:.ТЦ Сфера,
2023г.
Куцакова Л.В. "Трудовое воспитание в детском саду" Мозаика –Синтез, Москва, 2025
Лыкова И.А.Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста
«Мир без опасности: Издательский дом «Цветной мир», 2017.
Коломойченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. «Дорогою добра»: Концепция и
программа
социально-коммуникативного развития и социального воспитания
дошкольника. – М.:ТЦ Сфера, 2021
Ушакова О.С Программа «Речевое развитие дошкольников»
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду М.:МОЗАИКАСИНТЕЗ,2016
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений
Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников
грамоте Москва «Школьная пресса», 2001г.
Лопатина Л.В. Основная Примерная адаптированная образовательная программа для
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Группа компенсирующей
направленности от 4 до 7
лет (5-6 лет) «Русалочка»

Группа компенсирующей
направленности от 4 до 7
лет (6-7 лет) «Колобок»

Группа общеразвивающей
направленности от 5 до 6
лет «Рукавичка»

Группа общеразвивающей
направленности от 4 до 5
лет «Дюймовочка»

Группа общеразвивающей
направленности от 3 до 4
лет «Лукоморье»

Образовательна
я область

Группа общеразвивающей
направленности от 2 до 3
лет «Гномики»

Учебный план образовательной деятельности по реализации образовательной
программы дошкольного образования в МБДОУ №16 «Олененок» г. Сальска
на 2023-2024 учебный год

Математические
представления
Окружающий мир

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

Развитие речи/
Подготовка к
обучению грамоте
Подготовка к
обучению грамоте
Фронтальное
логопедическое
Рисование
Лепка

1

1

1/1 раз в
месяц

2

2

2

--

---

---

1

-

-

---

---

---

---

2

2

1
1 раз в 2
недели
--

1
1 раз в 2
недели
1 раз в 2
недели
---

1
1 раз в 2
недели
1 раз в 2
недели
---

2
1 раз в 2
недели
1 раз в 2
недели
--

2
1 раз в 2
недели
1 раз в 2
недели
--

2
1 раз в 2
недели
1 раз в 2
недели
--

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

10

10

10

13

14

15

Базовый вид
деятельности
Занятие (на любом
занятии решаются
задачи социальнокоммуникативного
развития детей)

Обязательная часть организованной деятельности

Познавательно
е развитие
Речевое
развитие

Художественно
-эстетическое
развитие

Физическое
развитие

Аппликация
Конструктивная
деятельность
Музыкальная
деятельность
Физкультура

Итого в неделю

1 раз в 2
недели
2

Часть ОД, формируемая участниками образовательных отношений (Дополнительные кружки)
2 половина дня
Кружок по театрализованной
1
деятельности «В гостях у сказки»
Кружок «Мукосолька»
2
Кружок «Начальное техническое
2
1
моделирование»
Кружок «Финансовая грамотность»
2
Всего
10
11
12
15
15
17
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Утренний и вечерний круги
------ежедневно ежедневно ежедневно ежеднев ежеднев
но
но
Интерес к художественной литературе
ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежеднев ежеднев
но
но
Игровая деятельность
ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежеднев ежеднев
но
но
Конструктивная деятельность/ ручной
-1 раз в
1 раз в
1 раз в
1 раз в
1 раз в
труд (прикладное творчество)
неделю
неделю
неделю
неделю
неделю

Театрализованная деятельность

1 раз в
неделю
ежедневно

1 раз в
неделю
ежедневно

1 раз в
неделю
ежедневно

1 раз в
неделю
ежедневно

--

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Хозяйственно-бытовой труд

--

Прогулки

ежедневно

1 раз в
неделю
ежедневно

1 раз в
неделю
ежедневно

1 раз в
неделю
ежедневно

Самостоятельная деятельность детей
ежедневно ежедневно ежедневно

ежедневно

Общение при проведении режимных
моментов (беседы)
Дежурства

Самостоятельная игра
Познавательно-исследовательская
деятельность
Самостоятельная деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Утренняя гимнастика

Оздоровительная работа
ежедневно ежедневно ежедневно

ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

1 раз в
неделю
ежеднев
но
ежеднев
но
1 раз в
неделю
ежеднев
но

1 раз в
неделю
ежеднев
но
ежеднев
но
1 раз в
неделю
ежеднев
но

ежеднев
но
ежеднев
но
ежеднев
но

ежеднев
но
ежеднев
но
ежеднев
но

ежеднев
но
ежеднев
но
ежеднев
но

ежеднев
но
ежеднев
но
ежеднев
но


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».